17.03.2010 Родительское собрание

21.03.2010 16:00 Администратор
Печать

17-го марта 2010 года в нашей школе прошло общешкольное родительское собрание по теме "Поговорим по душам".

 

«Поговорим по душам»

Роль семьи в формировании личности ребенка

Родительское собрание

 

Цель: выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.

 

Оформление:

1.     На доске написаны вопросы анкет и теста.

2.     На столах чистые листы, ручки.

3.     На доске записи (или плакаты):

- «Наши дети – это наша старость; плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А.С. Макаренко);

- Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого» (Э.Кант).

 

Ход собрания

 

1.     Информационная часть.

 

Учитель. Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

  Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.  

  Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль играют семья и школа в их воспитании, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий  которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.  Чтобы вырастить полноценную, культурную, творческую личность, необходимо, чтобы учителя и родителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

  Школа ставит перед собой много задач: и воспитание, и учебные, и просветительские.  Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.  Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

  Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».  Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

  Уважаемые родители! Прежде, чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини – анкету, вопросы которой записаны на доске.  За время собрания дайте, пожалуйста, ответы на эти вопросы, и если где – то столкнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.

 

2.Вопросы мини – анкеты для родителей:

 

1.     С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2.     С каким лицом чаще всего ваш ребенок общается с вами?

3.     Каким, по – вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

 

Учитель.  Какие же недостатки встречаются в воспитании?

  Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношении родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия: «можно», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои  желания, свои потребности, свой духовный мир.

  Деспотическая любовь – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы.  Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или ваша дочь – такой же человек, как и вы.

  Любовь откупа – родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное.  Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

  Часто родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Мы знаем, какую жесткую школу воспитания проходили мальчики в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрашных и беспощадных воинов. Индейские племена, где четырехлетних мальчиков отправляли на двенадцать лет в другой лагерь, охотников - следопытов. Индейцы считали, что у воинов должно быть суровое сердце, холодный рассудок. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни племен, их постоянной борьбой с природой и врагами за выживание.

  Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения.  Сейчас я предоставлю вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами

2.     Практическая часть. Анкетирование. (Раздать родителям анкеты их детей)

Вопросы анкеты для детей «я и моя семья»

1.     Родители меня во всем поддерживают.

2.     У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3.     Мне бывает трудно дома.

4.     Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.

5.     Меня во многом ограничивают.

6.     Родители всегда считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.

7.     Мне дают карманные деньги.

8.     У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9.     Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10.  Родители заняты только собой.

 

Учитель. Уважаемые родители! Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.

  С помощью родителей у ребенка постоянно заглядываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. О взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и честности, поведем мы разговор в микрогруппах.

Выступление родителей:

Лесникова О.А.

Дети – продолжение нас самих, и какими мы их воспитаем, такими они и будут в жизни. Я со своей дочерью стараюсь говорить «на равных», хотя очень часто вижу в ней маленького ребенка.. Да, наверное, потому, что Лена – поздний ребенок, не скуплюсь на ласки, но и «наставляю на путь истинный», не сюсюкаю, учу жизни.

 

Володина Т.П.

Мой сын в учебе звезд с неба не хватает, но в семье он – надежный помощник, хороший хозяин. Иногда отец с ним бывает, суров, но мы думаем, что и суровость бывает  нужна, особенно при воспитании мальчиков.

 

Нилова М.Н.

Я думаю, что девочек надо воспитывать в ласке, чтобы и они своих детей ласкали, говорили с ними «по душам», оберегали их как цветы.

 

Панкина С.В.

А у меня с моим сыном одни проблемы, хотя я не могу сказать, что он мне не помогает. Он любит работать, хотя и учиться ленится. Может быть, из-за особенности работы (Я мало бываю дома)       где – то недоглядела за сыном, упустила его.

3.     Заключительное слово

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

Ребенок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не вол воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

И в заключении  нашего собрания я предлагаю вам тест – игру «Какой вы родитель?»

Говорите ли вы ребенку следующие фразы?

1.     Сколь раз тебе повторять?

2.     Посоветуй мне, пожалуйста.

3.     Не знаю, что бы я без тебя делала!

4.     И в кого ты такой уродился?

5.     какие у тебя замечательные друзья!

6.     Ну, на кого ты похож?!

7.     Вот я в твое время…

8.     Ты моя опора и помощник!

9.     Ну что за друзья у тебя?

10.  О чем ты только думаешь?

11.  Какой ты у меня умница!

12.  А как ты считаешь, сынок (доченькам)?

13.  У всех дети, как дети, а ты…

14.  Какой ты у меня сообразительный!

 

Правильные ответы: 1,4,6,7,9,10,13 – «нет»; 2,3,5,8,11,12,14 – «да».

Результаты теста:

1.     Если вы, верно, ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

2.     Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

3.     Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

4.     Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком  существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

 

Подведение итогов родительского собрания. Выводы:

1.     Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

2.     Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.

3.     Не применять к детям физических мер воздействия.