Редькинская школа

Лучшее образование

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home

Сценарий тематического классного часа

E-mail Печать PDF

Улицы моего сердца

Сценарий тематического классного часа

11 класс.

 123

Цели: Формирование гражданской позиции и нравственной культуры старшеклассников. Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся.

 

Задачи: Способствовать формированию эстетического вкуса и стремления к прекрасному, развивать сотрудничество, сотворчество учитель – ученик в ходе подготовки и проведения классного часа. Формировать чувства ответственности и личной причастности к происходящему.

Оборудование:  ТСО, рисунки, муз. оформление,  худ. самодеятельность, фотографии, выставка поделок. 

Эпиграф  

Есть улицы центральные,

Высотные и важные,

С витринами зеркальными,

С гирляндами огней.

Но мне милее шумные,

Милей одноэтажные.

От их названий ласковых

Становится теплей.

Пройду по Клубной улице,

Сверну я на Гагарина,

И на Заречной улице я постою в тени.

Все  улице любимые,

И всех вас с детства знаю я.

Как хорошо на улице

У домика родни.


Улица – общеславянское, образовано с помощью вторичного суффикса – ица- от несохраненного – ула – улица, улка – маленькая улица, родственно слову улей, произошедшему от общеславянского улъ – улей – жилье по соседству (Н.М. Шанский «Краткий этимологический словарь русского языка»).

 Улицы… Сколько их? Тысячи, миллионы… И каждая носит свое имя, как человек, у каждой своя судьба, свое рождение-, это наши истоки. Родина!

Каждый человек, рожденный на Земле, имеет свою  малую Родину, край, где он родился и вырос:

Тихая моя Родина…

Ивы, реки, соловьи…

Эти строки Николая Рубцова как нельзя лучше подходят к описанию моей Родины – края просторных полей, бескрайних лесов и красавицы Оки… мое Редькино…

Очень часто возникают споры по поводу его названия: Одни говорят, что давным – давно окружные поля засевались редькой, другие – что домов в селе было мало и стояли они друг от друга далеко – редко… А нам, жителям, кажется что живут  здесь, большой души и  щедрого сердца люди, -  в общем,  редкие!

И сегодня мы поведем рассказ об улицах нашего села. Послушайте, какие у них названия: Ф-ка «Ока»; «Заречная», «Школьная», «Гагарина», «Клубная», их немного, но какие…

  Кажется, что может рассказать о себе улица, оказывается, многое.

  Давайте перенесемся в прошлое  и  представим себе небольшой фабричный поселок на правом берегу реки, бумаготкацкую мануфактуру, маленькие улочки в три – пять домов. Сначала были бараки для рабочих, а уже потом стали избы рубить. В такой избе под одним кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья, внуки.

Из таких домов в старину выходило человек по двадцать.  А как весело было вечерами после работы. Брал гармонист трехрядку, и лились над рекой задорные частушки.

 

Частушки:

 

Хороша наша деревня

И стоит на бугорке.

Все ребята там красивы,

Но чудак на чудаке.

 

Все милашки как милашки,

А моя все хвалится,

Красный сарафан надела

На бок так и валится.

У меня милый Иван

Кудрявый, как баран.

Посмотрите – ка, подружки,

Не понравится ли вам?

 

Моя милка всех покраше,

Осушила горшок каши.

А моя всех девок выше,

Достает ногой до крыши.

 

Мой миленок задается,

Что красивее людей.

Привели его в конюшню –

Напугали лошадей.

 

Ой, девчонки,  хохотушки!

Все бы вам бы петь частушки.

Поглядите на меня,

Чем же не красавец Я.

 

Ну как, друг сердечный,

Таракан запечный?

 

Да сытой куме

Только песни на уме.

На личико – то ты красива,

А язычок – крапива.

 

Хорошо погулять! А избу срубить – непростое дело. Это не четыре угла да крыша.  Чтобы жить было веселее, украшали люди свою избу. На самом высоком месте избы устанавливались шеломы – коньки.  У кого они красивее, у того изба лучше.

   «Конь, как в греческой, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик умудрился посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице»,- писал С. Есенин.

  Старинная изба – царство дерева. От подклети до конька строилась русская изба без единого гвоздя.

  Первая богатая изба была слажена  в 1857году,  и  появилась она на улице  Ф-ка «Ока». А в 1859 году на этой улице было 47 изб крытых железом, 4 – тесом, 10 – соломой.

 

А какая посуда была в избе: блюда и ковши, ендовы и солонины, миски и ложки.

  А на улице Заречной жил такой умелиц, который вырезал ложки, и ковши из дерева выдалбливал, звали его  Иванов И.М .

Деревенская улица – здесь даже запах другой – запах простора и широты  русской души.

 

Однажды мне приснилось:

Ушел от всех тайком,

По нашей сельской улочке

Ходил я босиком.

 

И солнце улыбалось мне,

И жизнь казалась раем –

Но все мы просто люди

И в игры мы играем.

 

Про жизнь, про ту, про сельскую

Я б вечно вспоминал.

Там жизнь была беспечная,

И там я не страдал.

 

Вот бабушки на лавочке

Обсуждают новости.

«Что случилось?» «Ясненько!»

Затихают вскорости.

 

Здесь сердцу милый запах сена,

Яблок и травы.

К чему все перемены?

Зачем они нужны?

 

Зачем уехал в город я?

Ведь он такой чужой!

Здесьтесно, мерзко, правда?

В селе простор такой!

 

Улочка, ты сельская,

Связано с тобой

Солнце лета красного,

Зимний выходной.

 

Здесь родился, вырос я,

Здесь нашел друзей.

Всех ты мне дороже!

Всех ты мне милей!

«Улочка» Елена Ларионова,

ученица 11 класса

 

Село мое! Село родное. Каждая улица – новый рассказ о твоей истории.  Старожилом  всех улиц является улица  Ф-ка«Ока».

Почему она названа так, о чем заставляет помнить? О том, чтобы навсегда остался в нашей памяти поселок ткачей, расположенный на живописном берегу Оки,  бумаготкацкая мануфактура Карякиных. Фабрика Ока зарегистрирована в 1827 году, а улица носит свое название Ф-ка «Ока» с 1900 года, до этого она называлась проулок Фабричный. В настоящее время на улице есть высотные дома, сельская больница, почта, а ведь раньше было только несколько домов да фабрика у реки, под бугром.

  А какие замечательные люди жили и живут на этой улице…  Именно здесь, в доме № 41, самодеятельный поэт и композитор, руководитель духового оркестра и Редькинского хора                   В.И. Трифанов совместно со своим земляком В. Архангельским написал песню о своем селе. Как же любят эту задушевную мелодию наши земляки, а как поют.

 

А я живу на улице «Заречной», и вот, что я хочу, о ней рассказать. Именно здесь появился первый каменный дом и принадлежал он барину Карякину, владельцу бумаготкацкой мануфактуры. Около дома был разбит барский сад, и до сегодняшнего дня уцелело несколько яблонь из этого сада. На слободе были выкопаны два колодца: один у барского дома, другой, как тогда говорили, на деревне. До сих пор люди пользуются этими колодцами.

  А еще, какое чудо сотворил барин – выкопал пруд, дно которого было выложено мореным дубом.  В пруду водилась рыба. Пруд этот тоже сохранился до наших дней. Здесь же на улице «Заречной», была первая двухэтажная чайная. На втором этаже жили хозяева, а на первом  любил бывать после работы рабочий люд.  На нашей улице живет М.Г. Белицкая,  награжденная медалью За Оборону Москвы.

 Центральная улица нашего села  имеет  два  названия:  правая  слобода – улица Гагарина, левая слобода – улица Клубная. Здесь  находится  продовольственный магазин, клуб, памятник погибшим  воинам.  Всего  ушло  на  фронт более 100 человек, 44 погибли и занесены в Книгу Памяти, первым был доброволец  Иван Редин, вернулось 50 человек, а  сейчас  в  живых  осталось  только  трое Тарасов Н.М., Крылов Н.А.  Крылов И.А., - Кавалер Ордена  Славы.  Оба брата  живут  на  этой  улице. Крылов И.А. ушел на фронт в 1941 г., а вернулся в 1945 г.  Крылов Н.А.  в  1944 г.  ушел  на  фронт, служил  на  Дальнем  Востоке,  сюда же в дом  № 6 он  и  вернулся, но не в победном  1945, а в 1947 г.  Доблестный путь прошел ветеран в годы войны, а потом трудился помощником мастера на ткацкой фабрике, кочегаром. Он и сейчас в строю, не сидит месте.  Очень любит Н.А. заниматься огородом, выращивает помидоры, огурцы.  Любит русские песни, красивые танцы.

Каждому жителю нашего села дорога улица Школьная. Это самая главная улица нашего села, потому что она объединяет все улицы в одну дружную семью - школьную. 

  Здесь находится наш родной дом – школа.  Школа в поселке появилась 1881 г., а  теперешнее здание было построено в 1961 г. Первым директором школы был Н.С. Смирнов.  В нашей школе работают  такие замечательные люди – чуткие, добрые, ответственные – наши учителя.   

Да, каждая улица – новая история. Интересна она у переулка Собачьего, как зовут его всем селом, а ведь это окраина улицы        Ф – ка «Ока».Собачий... почему?

  По рассказам старожилов, так переулок назвал Ф.И. Шиполистов. Помогал он своей жене почту  разносить, но собаки  этой  улицы  никак признавать  его  не  хотели, невозможно было мимо них пройти.  Вот  и  появился с легкой руки  Ф.И. переулок «Собачий».  Более двадцати лет Франц Иосифович руководил духовым оркестром в нашем селе, играл на трубе. 

Каждая улица нашего села славится замечательными людьми: уроженец улицы Ф-ка «Ока» Петров, участвовал в восстании на броненосце «Потемкин», он служил матросом на корабле «Прут», на вес золота на селе ценились печники. На Заречной улице жил печник Дедов М.К., а на улице Школьной живет Бокарев А.В.

  Высоко был оценен труд учителей нашей школы Полевого А.И., Смирнова Н.С.

  Знатные ткачихи фабрики «Ока»  В.Д. Климанова, В.К. Петрова, С.Г. Кондратьева были удостоены высоких наград Родины.

Так  какая же улица в нашем селе главная, какая лучшая?

 

Да все хороши! Любую назови!

Мы скажем вместе, прямо, от души.

 

Волшебный символ жизни – улица моя,

В ней капелька Отчизны, в ней – Я.

 

В ней мама, папа, брат, сестра,

И маленький квадратик моего двора.

 

 

Здесь солнце и березка, и здесь отцовский дом.

 

Здесь все теплом смеется,

Со всеми я знаком.

 

Здесь пахнет хлебом зрелым,

И речкой за окном.

 

И улицу родную

Мы Родиной зовем.

 

 

Самоанализ тематического классного часа в 11 классе

 МОУ Редькинской средней общеобразовательной школы.

Классный руководитель Н.Л. Жарова

 

«УЛИЦЫ МОЕГО СЕРДЦА»

 

Цели и задачи:   

1.     Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся.

2.     Формирование эстетического вкуса и стремления к прекрасному.

3.     Развитие сотрудничества, сотворчества ученик – учитель в ходе подготовки и проведения классного часа.

4.     Формирование культуры поведения и корректного отношения друг к другу.

5.     Формирование чувства  ответственности  и чувства личной причастности к происходящему.

 

Мероприятие рассчитано на воспитание в молодом поколении гордости за свой край, за свою землю, где они живут, чтобы дети не были «Иванами родства не помнящими», чтобы знали, что будущего нет без настоящего и без прошлого.

  Тематический классный час «Улицы моего сердца» относится к одному из направлений моей воспитательной программы, «Я и Отечество», которое состоит из 3-х блоков: «Узнаем свое Отечество», «Помогаем Отечеству», «Растем патриотами своего Отечества». Работая над подготовкой этого классного часа, ребята четко видели конечный итог своей работы – ценить и беречь свой край, больше узнать о живущих в нем, его прошлое и настоящее.

 

  Тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям:  развивает кругозор учащихся, способствует духовому развитию ребят, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.

 

  При проведении классного часа ребята активны, внимательны, инициативны, проведена учащимися большая самостоятельная работа: подготовлены творческие работы, собраны рассказы очевидцев, проведена поисковая работа.

  Ребята не просто присутствуют, они непосредственные участники проводимого мероприятия.  Я, думаю, смогла вызвать интерес  к представленной теме классного часа, создать психологический настрой, вижу каждого ученика и всегда готова к импровизации.

 

  Ребятами при подготовке к классному часу были собраны поделки жителей деревни, фотографии,  подготовлена художественная самодеятельность силами учащихся 11 класса. Нарисованы рисунки своего села. 

Использованы такие технические средства, как телевизор, видеомагнитофон.

  Ребята делали все сообща: одни рисовали рисунки, другие вели поисковую работу, сочиняли стихи, частушки. Я считаю, что такой классный час оказывает положительное влияние на формирование личности ученика, способствует развитию чувства гордости за свой край. Проведенная общая работа способствует сплочению классного коллектива, где каждый болеет за товарища. Я считаю, что такие мероприятия нужны. Они имеют и обучающее, и развивающее значение. Ребятам помогали и их родители, что способствовало каждодневному тесному контакту. 

 

 

Обновлено ( 20.03.2010 22:00 )