Редькинская школа

Лучшее образование

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Нормативно-правовые документы Письмо минобразования от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6

Письмо минобразования от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6

E-mail Печать PDF
         ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 28.02.2003 N 27/2643-6 О 
               МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ 
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                                   ПИСЬМО
                              от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6
   
       В настоящее  время  в  Российской  Федерации на дому обучаются
   30824 ребенка-инвалида.  Обучение ребенка на дому нередко приводит
   к его изоляции от детского коллектива,  депривации, формированию у
   ребенка патологической замкнутости,  нежелания и боязни общения  с
   другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления
   образованием некоторых субъектов  Российской  Федерации  пошли  на
   создание  экспериментальной  модели  образовательного учреждения -
   школы надомного обучения.  Таких школ в настоящее время 22,  в них
   обучаются 3439 детей.
       Поддерживая опыт  создания  таких   учреждений,   министерство
   направляет для использования в работе Методические рекомендации по
   организации   деятельности  образовательных  учреждений  надомного
   обучения,  разработанные Управлением специального  образования  на
   основе  опыта  работы школы надомного обучения "Цветик-Семицветик"
   г. Великого Новгорода.
   
                                       Начальник Управления
                                    специального образования
                                      Минобразования России
                                            Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
   
   
   
   
   
   
                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
                     УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
   
       В настоящее  время   обучение   детей   с   тяжелыми   формами
   хронических    соматических    заболеваний    и    детей-инвалидов
   регламентируется письмом Министерства народного образования  РСФСР
   от  14.11.87  N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей
   на дому" и Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от
   18.07.96  N  861  "Об  утверждении  Порядка  воспитания и обучения
   детей-инвалидов на  дому  и  в  негосударственных  образовательных
   учреждениях". Существующая практика организации надомного обучения
   показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное
   образование   и   оптимальную  интеграцию  в  общество  ребенка  с
   недостатками здоровья:  ребенок лишается  естественной  социальной
   среды,  каковой  является школьный коллектив;  из воспитывающего и
   образовательного    пространства    чаще     всего     исключаются
   образовательные учреждения дополнительного образования.
       Ставя перед  собой  гуманные   цели   обеспечения   достижения
   больными   детьми   образовательного   стандарта,  обеспечения  их
   оптимальной  социальной  интеграции,   сохранения   и   укрепления
   здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли
   на создание  новой  модели  образовательного  учреждения  -  школы
   надомного обучения.
       Имеющийся опыт  работы  таких   учреждений   показывает,   что
   организация   образовательного   процесса   в   них   имеет   свои
   особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных
   программ,   которые   могут   быть   увеличены   по   сравнению  с
   общеобразовательной школой,  а для обучающихся  с  отклонениями  в
   развитии  -  по  сравнению  со  сроками  их освоения в специальном
   (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.
       Во-вторых, это    вариативность    организации    занятий    с
   обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться
   в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в
   учреждении, а часть на дому.
       Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе
   и комбинированно:  часть занятий проводится  индивидуально,  часть
   занятий проводится в классе.
       Выбор вариантов проведения  занятий  зависит  от  особенностей
   психофизического  развития  и возможностей обучающихся,  сложности
   структуры их  дефекта,  особенностей  эмоционально-волевой  сферы,
   характера         течения         заболевания,        рекомендаций
   лечебно-профилактического                              учреждения,
   психолого-медико-педагогической  комиссии,  государственной службы
   медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в
   учреждение  и  отсутствия  противопоказаний  для  занятий в классе
   (группе).
       Например, обучающиеся  с нарушениями зрения на предметах,  где
   преобладают  устные  формы  работы,  обучаются  в  классе,  а   на
   предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.
       В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана,  который
   разрабатывается  на  основе  базисного  учебного  плана.  При этом
   вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их
   потребности и возможности.  Выбор учебного плана осуществляется на
   основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с
   родителями.  Кроме этого,  следует помнить, что возможно изменение
   учебного плана  как  в  сторону  уменьшения  количества  недельных
   часов,  так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями
   развития   обучающихся,   характером    протекания    заболевания.
   Предлагаем  вариант  базисного  учебного плана для школы надомного
   обучения.
   
             БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
   
   -----------------------------T--------------------------------------------------------¬
   ¦ Образовательные  ¦                   Классы                             ¦
   ¦     области           +--T--T--T--T----T--T--T--T----T----T----T----+
   ¦                            ¦ 1¦ 2¦ 3¦ 4¦  5 ¦ 6¦ 7¦ 8¦  9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦
   +---------------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+------+
   ¦Языки и литература¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5¦ 3,5¦ 5¦ 4¦ 5¦ 3,5¦ 4  ¦ 4  ¦ 3,5¦
   +---------------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+------+
   ¦Общественные дис-¦   ¦  ¦   ¦   ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1¦ 1¦ 1  ¦ 1,5¦ 1,5¦ 1,5¦
   ¦циплины                ¦   ¦  ¦   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦  ¦     ¦     ¦      ¦     ¦
   +----------------------------+-+--+--+--+----+---+--+--+----+----+-----+----+
   ¦Естественные науки¦   ¦   ¦  ¦   ¦ 1  ¦ 1¦ 3¦ 4¦ 4  ¦ 3  ¦ 3,5¦ 3  ¦
   +----------------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
   ¦Математика            ¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ 2,5¦ 2¦ 2¦ 2¦ 1,5¦ 2 ¦ 3  ¦ 3  ¦
   +----------------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
   ¦Технология            ¦   ¦   ¦   ¦  ¦     ¦   ¦   ¦  ¦     ¦ 0,5¦    ¦      ¦
   +----------------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+------+
   ¦Всего                     ¦ 8¦ 8¦ 8¦ 8¦ 8  ¦ 9¦10¦10¦10  ¦11  ¦12  ¦11¦
   +----------------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+------+
   ¦Обязательные кор-  ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦     ¦  ¦   ¦   ¦     ¦    ¦     ¦      ¦
   ¦рекционные занятия¦   ¦  ¦   ¦   ¦     ¦  ¦   ¦   ¦     ¦    ¦     ¦      ¦
   +-----------------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
   ¦Обязательная на-    ¦10¦10¦10¦10¦ 8¦ 9¦10¦10¦10¦11¦12  ¦11  ¦
   ¦грузка обучающихся¦    ¦    ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦    ¦      ¦    ¦
   +----------------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
   ¦Занятия по выбору ¦ 9 ¦ 9¦ 9¦ 9¦1  ¦11¦10¦1¦13  ¦13  ¦12 ¦13¦
   +---------------------------+---+---+--+--+---+--+---+---+----+----+----+----+
   ¦Итоговая нагрузка ¦19¦19¦19¦19¦20¦20¦20¦21¦23  ¦24  ¦24  ¦24¦
   L---------------------------+---+--+---+---+---+--+---+---+----+-----+----+-----
   
       Еще одной особенностью организации образовательного процесса в
   школе надомного обучения  является  обязательное  включение  в  их
   деятельность  родителей  обучающихся.  Эта особенность реализуется
   через согласование с родителями  индивидуального  образовательного
   маршрута  и единой программы воспитания,  формирование у родителей
   адекватной оценки возможностей ребенка,  проведение  лектория  для
   родителей,   создание   системы  индивидуального  консультирования
   родителей.
       Для решения    задач    школы   надомного   обучения   следует
   организовать   полноценное   кадровое   обеспечение   ее.    Кроме
   должностей,     включаемых    обычно    в    штатное    расписание
   образовательного учреждения,  в штатное расписание школы надомного
   обучения   следует   включать   такие   должности,  как:  педиатр,
   медицинская сестра,  реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед,
   учитель-дефектолог,     педагог-психолог,    педагог-психолог    с
   квалификацией "социальный психолог".
       Деятельность школ   надомного   обучения   в  настоящее  время
   постоянно  совершенствуется,  ведется  поиск  наиболее  оптимально
   организованных моделей такого образовательного учреждения.
       Управление специального    образования,    направляя    данные
   Рекомендации,  надеется  на  сотрудничество  с органами управления
   образованием  субъектов  Российской  Федерации,   образовательными
   учреждениями  надомного  обучения  по вопросу совершенствования их
   деятельности и  просит  направлять  в  адрес  управления  (101990,
   Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения.